Дебри ДВ (debri_dv) wrote,
Дебри ДВ
debri_dv

Categories:

Почему свобода прессы прямо пропорциональна её влиянию?

Почему свобода прессы прямо пропорциональна её влиянию?
В рамках первого республиканского фестиваля журналистов «Пресса земли Олонхо-2010», который проходил 15-16 марта в Якутске, состоялось заседание «круглого стола» на тему «СМИ и Интернет-ресурсы как канал формирования общественного мнения».

СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ

Предваряя общий разговор за круглым столом, заместитель генерального директора Информационного центра при президенте Республики Саха (Якутия) Эльза Яковлева познакомила участников с результатами социологических опросов, проводившихся в различных регионах республики. Результаты во многом оказались неожиданными. В частности, выяснилось, что Интернетом в Республике Саха (Якутия) умеют пользоваться лишь 40 процентов жителей, а регулярно пользуются только 22 процента. Главным источником информации пока остается телевидение, которое смотрят 93 процента жителей. При этом 67 процентов телезрителей смотрят новости, 56 процентов - фильмы, 32 процента - юмористические и развлекательные передачи.

В печатных изданиях наиболее востребованными темами являются политика, которой интересуется 51 процент читателей, криминал - 48 процентов, экономика - 35 процентов. Далее идут здоровье, культура, спорт, домашнее хозяйство и шоу-бизнес.

Основной социальной группой пользователей Интернета, читающих новостные сайты, в республике являются молодые люди в возрасте 25-44 лет, с высшим образованием, проживающие в городской местности. В Интернете ищут новости 53 процента пользователей, полезную информацию - 44, развлечения - 38, общение - 34, образовательные цели имеют 29 процентов, и 16 процентов (чаще жители отдаленных северных районов) пользуются услугами Интернет-магазинов. Интернет-версии газет и других печатных изданий читают 12 процентов пользователей Сети.

УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ

Как констатировалось на «круглом столе», общественное мнение складывается не только из содержания, тематики и акцентов подачи материалов средствами массовой информации, но и из мнений, суждений, убеждений, идеологии, слухов, сплетен и заблуждений. Тем не менее, именно СМИ часто становятся основными передатчиками этой информации (как правдивой, так и ложной) населению.

В то же время, оценивая получаемую информацию, читатель или зритель автоматически использует сложившийся у него уровень доверия к каждому конкретному СМИ. Обсуждая эту тему, участвовавшие в фестивале журналисты-практики затронули важный вопрос влияния органов государственной власти на работу средств массовой информации, учредителями которых они являются.

Повышают ли уровень доверия прессинг печатных СМИ со стороны органов государственной власти и административно-командное влияние учредителей на содержание изданий? Как бы ни хотелось чиновникам верить в это, сами газетчики-практики развеяли эту иллюзию. Издание для чтения выбирает сам читатель, покупая его в розницу, или подписываясь на издание. А соотношение тиражей так называемых «независимых» и государственных изданий в том же Якутске говорит само за себя. Если поделить тираж, например, «Якутска вечернего» на тираж газеты «Якутия», получится цифра около 10. Аналогичным образом соотносится объем рекламы в этих изданиях - это к вопросу об уровне доверия. В итоге «крупнейшая» правительственная газета на фоне независимого еженедельника на самом деле выглядит карликом. О каком влиянии государственной газеты на общественное мнение в республике может идти речь?

Соотношение авторских гонораров в этих изданиях, примерно соответствующее тиражам, приводит к концентрации лучших журналистских кадров республики не в правительственных, а в независимых изданиях, еще более усиливая вторые, и ослабляя первые. Работать за хорошие деньги, и при этом еще чувствовать внутреннюю свободу, журналисту, безусловно, приятнее, чем быть «исполнителем» в правительственной газете за копейки.

Доверие читателя к газете возникает тогда, когда газета пишет откровенно и достоверно не только о достижениях, но и о недостатках. Эту простую истину и сейчас, через двадцать лет после поворотного 1991 года, понимают далеко не все представители государственной власти. Многие из них, оставаясь апологетами советского административно-командного представления о журналистике, до сих пор не осознали парадоксальное, на первый взгляд, требование: чтобы сохранить свое влияние в нынешнем предельно информированном обществе, власти необходимо давать больше свободы журналистам, работая с ними, в лучшем случае, не силовыми методами убеждения и аргументации!

ИНТЕРНЕТ И ГАЗЕТА

Другая актуальная проблема, о которой на круглом столе говорили журналисты, - повышающееся буквально с каждым днем влияние на общественное мнение Интернета. Новостные Интернет-сайты постепенно становятся основным фактором, формирующим общественное мнение. Недавний пример того, как «Мерседес» наткнулся на Интернет» (про московскую аварию на Ленинском проспекте) показал, что нельзя управлять печатными СМИ привычными и многим представителям нынешней власти административно-командными методами. Даже если газета, с подачи власти, будет выдавать черное за белое, то, после того, как ситуацию уже «прожевали» и переработали более скоростные и более независимые сайты, - и газета, и сама власть будут выглядеть в общественном мнении, как минимум, нелепо.

Не понимая этого, власть пытается бороться с интернет-сообщениями, и даже с частными комментариями к ним, с помощью лояльных газет. Это неравная борьба, победитель в которой известен заранее. Имея качественно разного потребителя, Интернет и печатное издание часто работают на не пересекающихся полях. Что бы ни писала газета, «свободной трибуной» остаются комментарии к сообщениям, наиболее полно выражающие общественное мнение и тем интересные посетителям сайтов. С «народными» комментариями невозможно бороться, тем более с помощью газет, к ним необходимо прислушиваться.

В целом взаимоотношение Интернета и печатных изданий - новая тема, которая требует дополнительного исследования. Здесь есть разные мнения. Генеральный директор издательско-полиграфического дома «Норд-пресс» Леонид Левин, например, считает, что «Интернет живет за счет новостей, которые берет в газетах, а аналитика в Интернете только начинает появляться». В то же время, например, в Нерюнгри все газеты (за исключением единственной профессиональной в городе «Индустрии Севера») фактически «паразитируют» на интернет-новостях. В каждом номере местные газеты помещают большое количество перепечаток с электронных порталов - SakhaNews, ЯСИА, с сайтов других газет и т.п. Таким образом, Интернет в небольших городах не просто влияет на газетные новости, а напрямую поставляет их, еще более расширяя сферы своего воздействия на общественное мнение.

Участвовавший в заседании «круглого стола» руководитель департамента внутренней политики администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия) Александр Соловьев поднял вопрос достоверности материалов, публикуемых в Интернете. Такая проблема действительно существует. В то же время журналисты не согласились с мнением, что государственные издания обязаны четко исполнять волю учредителей, поскольку финансируются из государственного бюджета. На это высказывание генеральный директор медиа-холдинга «Якутия» Олег Емельянов заметил, что «бюджет - это не личные деньги чиновников, а деньги налогоплательщиков, которые являются теми же читателями».

Другими словами, любая газета, чтобы не потерять доверия и влияния, должна оставаться «цепным псом общества».

То же самое можно сказать и о власти.

Олег Солодухин.
Приглашаем читателей продолжить обсуждение этой темы!
SakhaNews
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment