Дебри ДВ (debri_dv) wrote,
Дебри ДВ
debri_dv

Category:

Отчет Счетной палаты РФ. Часть 1

Отчет Счетной палаты РФ «Проверка использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за 2009-2010 годы»

Отчет


о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ за 2009-2010 годы»



Основание для проведения контрольного мероприятия: пункт 2.2.4.5.1 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2011 год.



Предмет контрольного мероприятия




Деятельность объектов контрольного мероприятия по использованию бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.



Объекты контрольного мероприятия



Министерство регионального развития Российской Федерации, Правительство Республики Саха (Якутия), администрация Магаданской области, по запросу Правительство Республики Алтай, Правительство Республики Бурятия, Правительство Республики Коми, Правительство Республики Карелия, Правительство Республики Хакасия, Правительство Республики Тыва, администрация Алтайского края, правительство Забайкальского края, правительство Камчатского края, правительство Хабаровского края, правительство Амурской области, правительство Вологодской области, правительство Иркутской области, администрация Кемеровской области, администрация Ненецкого автономного округа, правительство Мурманской области, правительство Сахалинской области, правительство Свердловской области, администрация Томской области, правительство Тюменской области, правительство Ханты-Мансийского автономного округа, правительство Чукотского автономного округа, правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, правительство Красноярского края.


Срок проведения контрольного мероприятия: июнь-ноябрь 2011 года.



Цель контрольного мероприятия




Проверить эффективность использования бюджетных средств, направляемых на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.



Проверяемый период деятельности: 2009-2010 годы.



Краткая характеристика объектов контрольного мероприятия




Коренные малочисленные народы Российской Федерации народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.



Правовое положение малочисленных народов регулируется федеральными законами от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».



Правительство Российской Федерации распоряжением от 17 апреля 2006 года № 536-р утвердило перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее малочисленные народы Севера), в который вошли 40 малочисленных народов Севера.



Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 года № 631-р утверждены перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера и перечень видов их традиционной хозяйственной деятельности, к которым относятся животноводство (оленеводство, коневодство, яководство, овцеводство), собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак), звероводство, переработка продукции животноводства и звероводства, бортничество, пчеловодство, рыболовство, промысловая охота, земледелие (огородничество), заготовка древесины, собирательство, добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд, художественные промыслы и народные ремесла (кузнечное и железоделательное ремесло, изготовление традиционных средств передвижения, музыкальных инструментов, берестяных изделий, сувениров, вязание сетей, резьба по кости и дереву), строительство национальных традиционных жилищ.



В настоящее время в 28 субъектах Российской Федерации компактно проживают 40 малочисленных народов Севера, общая численность которых превышает 245 тыс. человек, из них только в Республике Саха (Якутия) более 40,2 тыс. человек (16,4 % общей численности). Около 65 % граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности.



Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания.



Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе районов Крайнего Севера и Арктики, государственной национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации (далее Минрегион России).



В период 2002-2008 годов финансовая поддержка малочисленных народов Севера осуществлялась в рамках реализации федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года» (далее Программа), которая реализовывалась на территории 26 субъектов Российской Федерации. За весь период реализации Программы на финансирование мероприятий направлено 2658858,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета 1019500,0 тыс. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации 1264629,5 тыс. рублей, внебюджетных источников 374728,5 тыс. рублей.



В рамках Программы построены и введены в эксплуатацию школы и дошкольные учреждения на 5149 мест, жилье общей площадью 15415,6 кв. м, линии электропередач протяженностью 64,41 км, 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные энергоустановки, 20 производственных пунктов (рыболовецкие и рыбо-перерабатывающие базы, лесо-перерабатывающий цех в Республике Тыва, цех по переработке грибов и ягод в с. Междуречье Ханты-Мансийского автономного округа, оленеводческие базы), дом охотника в Камчатской области и дом народов Севера в г. Якутске, организованы 4 фактории, приобретены 31 снегоход «Буран», 5 пилорам, 18 лодочных моторов, 14 радиотелефонов, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, 5 комплектов холодильного оборудования, минипекарни.



Результаты контрольного мероприятия



1. Анализ выполнения мероприятий, осуществляемых Минрегионом России и субъектами Российской Федерации с целью реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.



Проверкой установлено, что показатели социально-экономического развития районов компактного проживания малочисленных народов Севера ниже, чем средние показатели по соответствующему субъекту Российской Федерации. Так, доля жилого фонда, оборудованного водопроводом и горячим водоснабжением, в местах компактного проживания малочисленных народов Севера в 25 раз меньше, чем в целом по соответствующим субъектам Российской Федерации.



Уровень безработицы в районах, где проживают малочисленные народы Севера, в 1,52 раза превышает средний уровень по Российской Федерации. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе не имеют работы 24,5 % представителей малочисленных народов Севера, а в Амурской области 47,8 процента.



С целью создания в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера Правительство Российской Федерации распоряжением от 4 февраля 2009 года № 132-р утвердило Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее Концепция), предусматривающую решение следующих задач:



- сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования;

- развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;

- повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера до средне-российского уровня;

- создание условий для улучшения демографических показателей;

- повышение доступа к образовательным услугам;

- содействие развитию общин;

- сохранение культурного наследия.



В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года № 132-р Минрегионом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти был разработан План мероприятий по реализации в 2009-2011 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее План мероприятий), который утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 1245-р.



Деятельность Минрегиона России по реализации Концепции



Во исполнение Плана мероприятий приказом Минрегиона России от 9 декабря 2009 года № 565 утверждена «Методика исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов». Апробация указанной методики осуществляется во взаимодействии с ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НК Роснефть», НК «Сахалин Энерджи», совхозом Верхнепуровское Ямало-Ненецкого автономного округа.



Во исполнение Плана мероприятий и в связи с принятием Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» Минрегионом России в 2010 году подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации изменений в части унификации терминологии, касающейся малочисленных народов Севера.



В 2011 году Минрегионом России направлен на рассмотрение в Минюст России (письмо от 21 сентября 2011 года № 25884/РП/04) согласованный с ФСБ России, Федеральным агентством по рыболовству, Минфином России законопроект «О внесении изменений в части регулирования отношений в области традиционного рыболовства».



Планом мероприятий предусматривалось развитие форм социального и государственно-частного партнерства представителей малочисленных народов Севера, органов государственной власти, местного самоуправления и компаний. Анализ отчетности за 20092010 годы, представленной субъектами Российской Федерации, показал, что в форме государственно-частного партнерства осуществлялось строительство объектов в ряде субъектов Российской Федерации. В с. Парабель Томской области для строительства пристройки к зданию гимназии привлечены внебюджетные средства в сумме 1187,6 тыс. рублей, в Чукотском автономном округе на строительство сельской участковой больницы привлечены внебюджетные средства в сумме 2000,0 тыс. рублей.



В целях создания эффективного функционирования процесса реализации на территории России, а также на международном рынке продукции традиционных промыслов и ремесел и для повышения социально-экономического уровня жизни малочисленных народов Севера по заказу Минрегиона России в рамках реализации мероприятий в сфере государственной национальной политики проведена аналитическая разработка «Бизнес-модель и формы государственно-частного партнерства в продвижении продукции традиционных промыслов и ремесел коренных малочисленных народов Севера».



По итогам разработки 1314 сентября 2010 года в Общественной палате Российской Федерации состоялся семинар по обсуждению бизнес-модели, участники которого в целом одобрили бизнес-модель и формы развития предпринимательства на основе традиционных отраслей хозяйства и основные направления государственно-частного партнерства в указанной сфере.



Разработанная бизнес-модель, согласно информации, полученной от 13 субъектов Российской Федерации, разослана в муниципальные органы управления на территории проживания коренных малочисленных народов для ее практического использования.



В целях сохранения исконной среды обитания и традиционного природопользования Планом мероприятий предусматривалось создание в период 2009-2011 годов модельных территорий традиционного природопользования федерального значения. Модельные территории традиционного природопользования федерального значения на момент проведения проверки не созданы. В Хабаровском крае проводятся организационные мероприятия по созданию модельных территорий. В Ханты-Мансийском автономном округе принят закон о территориях традиционного природопользования регионального значения.



Планом мероприятий Минрегиону России было предусмотрено разработать и в I квартале 2010 года внедрить систему показателей качества жизни малочисленных народов Севера. На основании государственного контракта от 3 августа 2009 года № 105, заключенного Минрегионом России с некоммерческой организацией «Фонд информационного обеспечения науки», разработана система, включающая 14 финансовых, 16 бюджетных, 12 экономических, 26 экологических и 10 социальных показателей. Стоимость выполненных по указанному контракту работ составила 590,0 тыс. рублей, работы приняты и оплачены Минрегионом России полностью.



В числе разработанных показателей имеются такие показатели как доход на душу населения в целом по региону, расходы населения на культурно-бытовые нужды, расходы населения на оплату медицинских услуг и медикаментов, а также на оплату услуг связи, на приобретение одежды и обуви, продовольствия, доля налогов в доходной части консолидированного бюджета, используемая на развитие социальной инфраструктуры в регионе, расходы федерального бюджета на выплату трансфертов коренным малочисленным народам.



В систему показателей качества жизни малочисленных народов Севера включены скорость и направление ветра, звук, строение земли, круговорот веществ в природе.



В качестве интегрального показателя качества жизни малочисленных народов Севера рекомендованы показатели абсолютного и относительного (на душу населения) производства валовой продукции традиционных отраслей сельскохозяйственного производства (оленеводства) и рыбоводства в натуральном и стоимостном выражении.



Указанные показатели в интересах решения задач повышения качества жизни малочисленных народов Севера в субъектах Российской Федерации не используются, их мониторинг не осуществляется, официальная статистика по ним отсутствует. Таким образом, система показателей Минрегионом России разработана, но не внедрена. Отсутствие практического применения системы показателей, расходы федерального бюджета на разработку которой составили 590,0 тыс. рублей, свидетельствует о неэффективном использовании Минрегионом России бюджетных средств, что не отвечает требованиям статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.



Срок действия Плана мероприятий завершается в 2011 году. По состоянию на 1 ноября 2011 года План мероприятий по реализации Концепции на период 20122015 годов Минрегионом России и другими заинтересованными органами исполнительной власти не разработан.



Приказом Росстата от 7 августа 2009 года № 163 форма № НС «Сведения о численности малочисленных народов Севера», которая предусматривала сбор информации о численности населения по полу и возрастным группам по каждой национальности, отменена. В результате показатели, характеризующие состав малочисленных народов по половозрастному принципу, по этническому составу, плотности населения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, теперь могут быть получены только по итогам переписи населения, то есть 1 раз в 810 лет.



Деятельность субъектов Российской Федерации по реализации Концепции



В Республике Саха (Якутия), Красноярском крае и Ханты-Мансийском автономном округе утверждены концепции устойчивого развития малочисленных народов Севера, предусматривающие решение задач создания условий для увеличения продолжительности жизни (развитие здравоохранения, обязательная диспансеризация), повышения уровня и доступности образования, сохранения и развития традиционного природопользования.



В 2009 году правительство Ханты-Мансийского автономного округа утвердило модельное соглашение недропользователей с субъектами права традиционного природопользования, в рамках которого проведена апробация указанной методики. Соглашением предусмотрено, что компания при пользовании недрами обеспечивает максимальную удаленность промышленных объектов от объектов традиционного хозяйствования, а также возмещает убытки и упущенную выгоду, связанные с изъятием из традиционного природопользования природных ресурсов, кроме того, ежегодно передает представителям малочисленных народов Севера бензин и дизельное топливо в безвозмездное пользование сроком на 4 года снегоход, лодочный мотор, автономную электростанцию, оказывает помощь в предоставлении транспорта для завоза продуктов питания, оборудования и вывоза заготпродукции с мест промысла.

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОСТЕ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments